Утверждено
Участниками Всероссийского
Форума «Здравница-2015»
26 мая 2015 года

26—28 мая 2015, город Москва

В современных условиях забота о здоровье человека рассматривается как наиболее важная и приоритетная задача государства и общества, а санаторно-курортное лечение является составной частью государственной политики и важным разделом системы здравоохранения.

Важным этапом реформирования российской системы здравоохранения и повышения структурной эффективности отрасли является усиление профилактической направленности отрасли и решение демографических проблем.

В настоящее время санаторно-курортная отрасль в России, несмотря на тяжелые периоды, продолжает представлять собой высокоразвитую систему, в которой реализуются задачи по оздоровлению, профилактике и реабилитации граждан при различных распространенных социально значимых заболеваниях у взрослого и детского населения.

Отсутствие единой государственной системы управления курортной отраслью Российской Федерации в настоящее время не позволяет быть уверенным в сохранении потенциала санаторно-курортной сферы с применяемыми качественными природными лечебными факторами, повышении эффективности землепользования и управления собственностью, развитии инфраструктуры курортов.

Основными проблемами развития и организации курортного дела Российской Федерации являются:

– отсутствие реализации полномочий уполномоченного федерального органа исполнительной власти по развитию и организации курортного дела на территории Российской Федерации,

– отсутствие контрольно-надзорного органа за соблюдением действующего законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;

– отсутствие финансирования развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей;

– несовершенствование нормативной правовой базы по развитию и организации курортного дела Российской Федерации;

– имеют место нарушения санитарно-эпидемиологических норм и правил на территориях курортов.

Все это требует скорейшей разработки и реализации комплекса мер, направленных на совершенствование нормативной правовой базы курортного дела в Российской Федерации, с целью разработки новых подходов к организации и саморегулированию рынка санаторно-оздоровительных услуг.

Учитывая вышеизложенное, участники Форума решили:

  1. Обратиться к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой: не принимать изменения законодательства, ухудшающие состояние курортного дела Российской Федерации, в том числе позволяющие переводить земли из категории курортов и лечебно-оздоровительных местностей в другие категории, приватизировать земли первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны, разрешать во второй зоне виды деятельности, не связанные с лечебным процессом на курортах; внести в законодательные и нормативные правовые акты изменения, предусматривающие преимущественное право санаторно-курортных организаций на пользование природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи и др.).
  2. Обратиться к Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой:

– привести статус курортов в соответствие с действующим законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;

– ускорить работу по разработке и утверждению в установленном порядке округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

– не допускать принятия решений и осуществления действий, способствующих ухудшению экологического состояния курортов, нарушению целевого назначения и правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, нерациональному использованию природных лечебных ресурсов, их загрязнению, истощению и утрате ими лечебных свойств;

– сохранить основные курортные территории и их природные лечебные ресурсы, составляющие основу деятельности санаторно-курортного комплекса страны;

– в целях привлечения инвесторов и расширения государственно-частного партнерства, для создания и развития современной инфраструктуры внести в налоговый кодекс изменения, направленные на увеличение льгот хозяйствующим субъектам в сфере санаторно-курортного и реабилитационно-восстановительного лечения;

– разработать меры по повышению транспортной доступности санаторно-курортных организаций, в том числе мер по снижению стоимости тарифов пассажирских перевозок;

– разработать предложения по перераспределению налога на землю, налога на прибыль санаторно-курортных организаций;

– осуществлять государственную информационную поддержку с целью популяризации отечественных курортов, в том числе за рубежом.

  1. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой:

– принять необходимые законодательные меры с целью вернуть в номенклатуру специальностей специалистов в сфере здравоохранения Российской Федерации специальность «Восстановительная медицина»,

– отклонить для дальнейшего рассмотрения проект федерального закона № 555658-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами).

Выйти в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением:

а) исключить из статьи 1 Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» слова «Основные понятия» из понятия «туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха…» и слова «объектов санаторно-курортного лечения»;

б) исключить в п.1 статьи 284.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» слова «При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относятся к медицинской деятельности»;

в) внести в статью 219 Налогового кодекса дополнения в части отнесения к социальным налоговым вычетам суммы, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за санаторно–курортные путевки ему и его детям, а в статью 264 – в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, «расходов организации, направленных на приобретение санаторно-курортных путевок для своих работников». Отдельно заслуживает внимание и предложения предусмотреть льготу по налогу на прибыль для санаторно-курортных организаций в размере 50% при условии, что санаторно-курортные услуги составляют не менее 90% в объеме реализации, а также освобождения санаторно-курортных организаций от арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом.

  1. Обратиться к Министерству здравоохранения Российской Федерации с просьбой организовать работу:

– по принятию Концепции сохранения и развития курортного дела в России;

– по актуализации нормативных правовых актов, регулирующих организацию курортного дела Российской Федерации;

– по разработке Программы подготовки специалистов для отрасли как медицинских, так и управленческих кадров, с последующей их аттестацией, а также ввести курс подготовки по восстановительной медицине, курортологии и физиотерапии в программу подготовки врачей в высших учебных заведениях, а также медицинских сестер в медицинских училищах;

– по актуализации Государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

– по разработке информационной системы по персонифицированным программам санаторно-курортного лечения и оценки их эффективности;

– по созданию клинических баз ведущих научно-исследовательских институтов для разработки и внедрения инновационных технологий, подготовки кадров для санаторно-курортной службы;

– по совершенствованию статистических показателей о деятельности санаторно-курортных организаций;

– по взаимодействию с профессиональными сообществами в сфере курортного дела.

Рекомендовать санаторно-курортным организациям:

– шире внедрять в практику работы современные достижения науки в области курортной и восстановительной медицины с использованием природных лечебных факторов, новые технологии оздоровления, восстановительного лечения и медицинской реабилитации;

– активно использовать площадки Всероссийских форумов «Здравница», других профильных научно-практических мероприятий для обмена опытом, деловых контактов, получения новых знаний в области курортной и восстановительной медицины;

– организовать работу по обеспечению актуальности информации о санатории в Государственном реестре курортного фонда Российской Федерации;

– активизировать работу по организации в санатории сервисных услуг.

 

Принято единогласно участниками
Всероссийского форума «Здравница-2015»
26.05.2015, г. Москва