Резолюция Всероссийского форума «Здравница-2016»

Утверждено
Участниками Всероссийского
Форума «Здравница-2016»
24 мая 2016 года

Резолюция
Всероссийского форума «Здравница
2016»

22—24 мая 2016, город Казань

В Российской Федерации забота о здоровье человека рассматривается, как наиболее важная и приоритетная задача государства и общества, а санаторно-курортное лечение является составной частью государственной политики и неотъемлемым разделом системы здравоохранения.

Важным направлением реформирования российской системы здравоохранения и повышения эффективности в организации сохранения здоровья граждан является усиление профилактической направленности отрасли и особенно в решении задач детского здоровья и демографических проблем общества.

Существующая система координации деятельности курортной отраслью Российской Федерации в настоящее время не в состоянии обеспечить выполнение государственных задач по сохранению и развитию санаторно-курортной сферы и рационального использования природных лечебных ресурсов, повышении эффективности землепользования и управления территориями, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Основные проблемы развития санаторно-курортной помощи в Российской Федерации можно объединить в три блока.

  1. Отсутствие единой стратегии развития санаторно-курортного комплекса и недостаточность нормативно-правового регулирования.

Для решения этой проблемы необходимо создать единый государственный орган управления курортами и санаторно-курортными организациями с полномочиями по контролю и надзору за соблюдением действующего законодательства о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, координирующий деятельность, как в сфере лечебно-оздоровительного туризма, так и санаторно-курортной отрасли Российской Федерации в целом, разработать Концепцию развития санаторно-курортной помощи в Российской Федерации
на 2016-2025 годы, которая должна обеспечить:

  • содействие превращению санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в высокорентабельную и конкурентоспособную сферу экономики;
  • единство всей системы санаторно-курортного дела независимо от территориального и ведомственного разграничения и форм собственности;
  • совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы,
  • совершенствование системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности санаторно-курортных организаций независимо от форм собственности и ведомственного подчинения;
  • экологический контроль за состоянием лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов для сохранения имеющегося оздоровительного потенциала санаторно-курортного комплекса;
  • доступность санаторно-курортной помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
  • соответствие международному уровню состояния материально-технической базы санаторно-курортных организаций и предоставляемых ими лечебных и сервисных услуг, внедрения новых лечебно-оздоровительных технологий;
  • развитие информационного обеспечения санаторно-курортной помощи;
  • поддержка курортологии как науки, изучающей природные лечебные факторы и их ресурсы, разработку эффективных методов их медицинского применения.
  1. Отсутствие объективной базы данных в Государственном реестре курортного фонда Российской Федерации.

На сегодняшний день, действующий программно-информационный комплекс курортного реестра включает в себя ряд принципиальных проблем, основными из которых являются недостоверность сведений, представляемых субъектами Российской Федерации, ведомствами и самими здравницами, а также ограниченность и низкая информативность вносимых в реестр сведений.

  1. Недостаточная доступность санаторно-курортной помощи населению Российской Федерации.

Эта проблема является результатом:

  • неэффективной ценовой политики на санаторно-курортные услуги;
  • отсутствия единой логистики в направлении на санаторно-курортное лечение и оздоровление;
  • высоких транспортных расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно;
  • недостаточной информированности лечащих врачей, специализированных туроператоров и турагентств, а также населения о возможностях природных лечебных ресурсов страны для сохранения и укрепления здоровья.
  • отсутствие ранее существующей единой цепочки поликлиника-стационар-санаторий.

Учитывая вышеизложенное, участники Форума решили:

  1. Обратиться к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой:
  • не принимать изменения законодательства, ухудшающие состояние курортного дела Российской Федерации, в том числе позволяющие переводить земли из категории курортов и лечебно-оздоровительных местностей в другие категории, приватизировать земли первой и второй зон санитарной (горно-санитарной) охраны, разрешать во второй зоне виды деятельности, не связанные с лечебным процессом на курортах; внести в законодательные и нормативные правовые акты изменения, предусматривающие преимущественное право санаторно-курортных организаций на пользование природными лечебными ресурсами;
  • не принимать изменения законодательства в части передачи Минкавказу России полномочий Минздрава России по реализации государственной политики по управлению Особо охраняемым эколого-курортным регионом – Кавказские Минеральные Воды;
  • обсудить законопроект о введении курортного сбора с пациентов санаторно-курортных организаций, подготовленный Минкультуры России;
  • обсудить законопроект, разработанный Минкультуры России, о приравнивании медицинских организаций – санаториев к средствам размещения туристов.
  1. Обратиться к Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой:
  • привести статус курортов в соответствие с действующим законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах;
  • ускорить работу по разработке и утверждению в установленном порядке округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • не допускать принятия решений и осуществления действий, способствующих ухудшению экологического состояния курортов, нарушению целевого назначения и правового режима земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, нерациональному использованию природных лечебных ресурсов, их загрязнению, истощению и утрате ими лечебных свойств;
  • сохранить основные курортные территории и их природные лечебные ресурсы, составляющие основу деятельности санаторно-курортного комплекса страны;
  • в целях привлечения инвесторов и расширения государственно-частного партнерства, для создания и развития современной инфраструктуры внести в налоговый кодекс изменения, направленные на увеличение льгот хозяйствующим субъектам в сфере санаторно-курортного и реабилитационно-восстановительного лечения;
  • разработать меры по повышению транспортной доступности санаторно-курортных организаций, в том числе мер по снижению стоимости тарифов пассажирских перевозок;
  • разработать предложения по минимальным нормам земельных участков под санаториями, из расчёта 150 м2 на одно место размещения для
    санаториев ёмкостью до 500 мест и 125 м2 – для санаториев свыше 500 мест;
  • разработать предложения об увеличении отчислений доли НДФЛ с 20 до 30% в пользу местных бюджетов курортов федерального значения, которые должны иметь целевой характер и быть направлены только на развитие курортов и лечебно-оздоровительных местностей;
  • осуществлять государственную информационную поддержку с целью популяризации отечественных курортов, в том числе за рубежом;
  • продолжить обсуждение вопроса о снятии запрета продажи спиртосодержащих напитков в ресторанах и кафе санаторно-курортных организаций.
  1. Обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой:
  • принять необходимые законодательные меры с целью вернуть в номенклатуру специальностей специалистов в сфере здравоохранения Российской Федерации специальность «Восстановительная медицина»,
  • отклонить от дальнейшего рассмотрения проект федерального закона № 555658-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами).

Выйти в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с предложением:

  1. исключить из статьи 1 Федерального закона от 05.02.2007 № 12-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» слова «Основные понятия» из понятия «туристская индустрия – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха…» и слова «объектов санаторно-курортного лечения»;
  2. исключить в п.1 статьи 284.1 Федерального закона от 28.12.2010 № 395-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» слова «При этом деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относятся к медицинской деятельности»;
  3. внести в статью 219 Налогового кодекса дополнения в части отнесения к социальным налоговым вычетам суммы, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за санаторно–курортные путевки ему и его детям, а в статью 264 – в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, «расходов организации, направленных на приобретение санаторно-курортных путевок для своих работников». Отдельно заслуживает внимание и предложения предусмотреть льготу по налогу на прибыль для санаторно-курортных организаций в размере 50% при условии, что санаторно-курортные услуги составляют не менее 90% в объеме реализации, а также освобождения санаторно-курортных организаций от арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом.
  1. Обратиться к Министерству здравоохранения Российской Федерации с просьбой организовать работу:
  • по принятию Концепции сохранения и развития курортного дела в России;
  • по актуализации нормативных правовых актов, регулирующих организацию курортного дела Российской Федерации;
  • по разработке Программы подготовки специалистов для отрасли как медицинских, так и управленческих кадров, с последующей их аттестацией, а также ввести курс подготовки по восстановительной медицине, курортологии и физиотерапии в программу подготовки врачей в высших учебных заведениях, а также медицинских сестер в медицинских училищах;
  • по актуализации Государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
  • по разработке информационной системы по персонифицированным программам санаторно-курортного лечения и оценки их эффективности;
  • по созданию клинических баз ведущих научно-исследовательских институтов для разработки и внедрения инновационных технологий, подготовки кадров для санаторно-курортной службы;
  • подготовить методические материалы для практикующих врачей с описанием курортных факторов и лечебно-оздоровительного потенциала санаторно-курортного комплекса страны;
  • по совершенствованию статистических показателей о деятельности санаторно-курортных организаций;
  • по взаимодействию в рамках действующего законодательства с профессиональными сообществами в сфере курортного дела;
  • по разработке и внедрению профессиональных стандартов для специалистов санаторно-курортной отрасли;
  • совместно с региональными органами государственной власти разработать Программу санаторно-курортного лечения больных туберкулезом и группы риска из регионов с высоким уровнем заболеваемости на базе имеющихся профильных региональных санаторно-курортных комплексов.

Фонду социального страхования Российской Федерации и его региональным отделениям рекомендовать при разработке и финансировании государственных программ по реабилитационному лечению отдельных категорий граждан со специфическими заболеваниями (дети-инвалиды с ДЦП, инвалиды с травмами головного и спинного мозга), учитывать возможности, оказания квалифицированной медицинской помощи преимущественно в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории Российской Федерации. И только в случае отсутствия этих возможностей, предусматривать реабилитацию за пределами Российской Федерации (импортозамещение).

Рекомендовать санаторно-курортным организациям:

  • шире внедрять в практику работы современные достижения науки в области курортной и восстановительной медицины с использованием природных лечебных факторов, новые технологии оздоровления, восстановительного лечения и медицинской реабилитации;
  • активно использовать площадки Всероссийских форумов «Здравница», других профильных научно-практических мероприятий для обмена опытом, деловых контактов, получения новых знаний в области курортной и восстановительной медицины;
  • организовать работу по обеспечению актуальности информации о санатории в Государственном реестре курортного фонда Российской Федерации;
  • активизировать работу по организации в санатории сервисных услуг;
  • размещать информацию о СКО на информационном портале http://www.sanatoria.ru.

Принято единогласно участниками
Всероссийского форума «Здравница-2016»

24.05.2016, г. Казань